?

Log in

No account? Create an account
manet

lunchonthegrass


Lunch on the Grass

Завтрак на траве


Previous Entry Share Flag Next Entry
Вудсток: величие мифа
roman_markovich wrote in lunchonthegrass
Вудсток: величие мифа

- Назовите себя.
- Меня зовут Эбби. Я - сирота Америки.
- Место жительства.
- Я живу в Нации Вудстока.
- Объясните суду, где это.
- Да, так вот. Это нация отчужденной молодежи. Мы носим свою страну с собой повсюду как состояние сознания... Это нация, посвятившая себя братству людей в противовес конкуренции, идее, что у людей найдется друг для друга нечто получше собственности и денег...
- В каком же таком штате (In what state) находится этот ваш Вудсток?
- Это состояние ума (It’s a state of mind).
Отрывок из книги Эбби Хоффмана «Нация Вудстока»

1) Введение

Фестиваль Вудсток при всей своей неоднозначности и парадоксальности - уникальный и весьма значимый феномен в современной истории и культуре США и, не побоюсь этого слова, всего мира. Фестиваль можно считать и музыкальным откровением (организаторы фестиваля фактически устроили смотр самых актуальных рок-исполнителей 60-х: The Who, Джо Кокер, Jefferson Airplane, не говоря уже о рок-идолах Джимми Хендриксе и Дженис Джоплин), однако ещё более интересным он представляется в социальном и культурологическом аспектах. Вудсток стал олицетворением молодёжной пацифистской контркультуры 60-х годов и на сегодняшний день приобрел статус культурной легенды, и, кстати говоря, послужил ярким примером того, как контркультура с течением времени становится мэйнстримом (например, в 2001 году Почтовая Служба США выпустила почтовые марки с изображением эмблемы фестиваля – голубя, сидящего на грифе гитары, статья о Вудстоке вошла в словарь The Dictionary of Cultural Literacy, изданный в США). Beautiful people, которые провели 15,16 и 17 августа 1969 года на фестивале (а им, к слову, уже по меньшей мере около 60 лет) до сих пор страшно гордятся принадлежностью к «Нации Вудстока» и считают фестиваль чуть ли не главным событием в их жизни.
Попробуем разобраться, почему один из самых убыточных и непрофессионально проведённых рок-фестивалей в истории стал путеводной звездой целого поколения и оставил глубокий след в современной культуре.

2) США конца 60-х годов.

Чтобы целостнее понимать природу Вудстока, необходимо обратить внимание на ситуацию внутри Соединённых Штатов в конце 60-х годов.
Естественно, в первую очередь нужно сказать об американском вмешательстве в гражданскую войну во Вьетнаме, начавшемся в 1964 году. Вьетнамская кампания и цинковые гробы, постоянно прибывавшие на родину из Сайгона и прочих областей Вьетнама, вызывали в США массовые протесты среди молодёжи, в особенности среди студентов. Кампусы колледжей и университетов были парализованы сидячими забастовками против войны, а также против практики in loco parentis. На улице происходили ожесточённые стычки молодёжи с полицией. В 1968 году президента США Линдона Джонсона, развязавшего войну, на посту сменил Ричард Никсон, пришедший к власти с лозунгами «почётного мира во Вьетнаме», однако контингент войск во Вьетнаме продолжал возрастать вместе с потерями американской армии.
4 апреля 1968 года движение за права для афроамериканцев лишилось своего харизматичного блестящего лидера – в Мемфисе был убит Мартин Лютер Кинг. Его убийство привело к массовым беспорядкам гигантского масштаба, устроенным афроамериканцами в наиболее крупных городах страны.
В конце 60-х годов в западном мире, и в США в особенности, началась новая волна феминизма (возникла организация Women's Liberation), а также активизировались секс-меньшинства. В середине июля 1969 года полиция провела облаву в одном из гей-клубов в Гринвич Виллидж в Нью-Йорке, что спровоцировало т.н. Стоунуоллские мятежи (Stonewall riots) – стычки представителей секс-меньшинств с полицией – это событие положило начало гей-движению.
Необычайная активизация противоборствующих сил в обществе, реакция и нестабильная обстановка в стране порождали в душах американцев смятение, молодёжь твердила о том, что страна находится на грани коллапса и вот-вот в ней разразится революция.

3) Движение хиппи в 60-х годах

Т.к. Вудсток - событие, непосредственно и в первую очередь связанное с хиппи-культурой, следует сказать и о ней несколько слов.
Субкультура хиппи по своему происхождению чисто американская, («hippy» происходит от слова «hipster» из лексикона битников, обозначавшее богемную контркультуру, формировавшуюся вокруг джазменов), впервые этот термин прозвучал весной 1964 года на одном из американских телеканалов, журналисты назвали термином «хиппи» группу молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. Начало движения хиппи трудно точно идентифицировать, кто-то называет датой начала движения хиппи 1964 год (ибо можно с определённой степенью уверенности утверждать, что Вьетнамская война стала катализатором давно копившихся умонастроений среди молодёжи и привела к возникновению движения хиппи), кто-то называет более поздние даты. Так или иначе, к 1969 году движение было весьма молодым, пассионарным, популярным и … разрозненным.
Основополагающими тезисами культуры стали презрение к потребительскому обществу, роскоши и деньгам, пацифизм, свободная любовь и возврат к природе. Дети из богатых семей уходили из дома и селились в отдельных хиппи-коммунах, где старались жить как можно «ближе к земле». Хиппи носили длинные волосы, их богами были The Beatles (песня «All you need is love» вовсе стала девизом хиппи), они расширяли сознание не без помощи наркотиков, путешествовали автостопом, увлекались восточными религиями и философией.
Возникнув в США, движение хиппи довольно быстро распространилось в странах Старого Света. Писатель Василий Аксёнов о хиппи: «Осенью 1967 года… в Лондоне я впервые увидел хиппи. Тогда они еще только начинались как наиболее эксцентрическое выражение новой молодежной культуры. Культура возникала спонтанно, никто, конечно, ее не насаждал, она рождалась в пабах Ливерпуля, где впервые ударили по струнам Джон Леннон, Джордж Гаррисон, Ринго Стар и Пол Маккартни, в маленьких лавчонках Мэри Квант вдоль знаменитой Кингз-роуд в Чесли… Из Калифорнии приплыли первые хиппи, нечесаные, лохматые, в бубенчиках, бусах, браслетах. Тогда о них говорили на всех углах и во всех домах. В Лондоне был той осенью особый, какой-то предреволюционный аромат. Кажется, Стендаль писал, - несчастен тот, кто не жил перед революцией…»


4) Предшественники Вудстока

Вудсток стал самым большим в мире «би-ином» (во всяком случае, по форме) (be-in – словечко из молодёжного сленга 60-х, обозначающее собрании хиппи). Однако самым первым массовым собранием хиппующей молодёжи стал Human Be-In в Golden Gate Park в Сан-Франциско в январе 1967 года. Здесь «битники» конца 50-х и их более молодые последователи-гедонисты хиппи вместе с присоединившимися к ним студентами и просто зеваками всех возрастов приняли участие в т.н. «собрании племён» ("gathering of the tribes"). Главным пунктом Human Be-In стало выступление на собрании таких знаменитых поэтов, как Ален Гинзберг, Гэри Снайдер, Лоуренс Ферлингетти, а также антивоенноего активиста Джерри Рубина. На «би-ине» также выступили несколько весьма известных рок-групп - Jefferson Airplane, Grateful Dead и др. Несмотря на все эти «приманки» в Golden Gate Park собралось всего 20000 человек, однако хиппи были чрезвычайно удивлены, когда поняли, что их сообщество значительно больше, колоритней и разнообразней, чем кто-либо из них предполагал раньше. Human Be-In стал первым событием молодёжной контркультуры, освещённым в прессе, а также породил череду «би-инов» и «лав-инов» (love-in) в течение 1967-68гг.
Нужно отметить, что музыканты, которые выступали на «би-ине», рассматривались как неотъемлемая часть собрания, однако не как его причина. К 1967 году сформировался новый, чисто музыкальный тип «би-ин» – т.е. музыкальный фестиваль, на котором собирались исполнители модного acid rock, а также представители других современных направлений – от фолка и соула до джаза. Представителем фестиваля нового типа и непосредственно предшественником Вудстока стал довольно известный Monterey Pop Festival, собравший от 30 до 50 тысяч зрителей (на фестивале выступили также некоторые хэдлайнеры Вудстока – The Who, Джимми Хендрикс, Grateful Dead, Дженис Джоплин).

5) Вудсток

Фестиваль Вудсток начался с рекламы в New York Times, размещённой летом 1969 года «венчурными» бизнесменами Джоном Робертсом и Джоэлом Розенманом: «Два молодых человека с неограниченными финансовыми возможностями ищут интересные и легитимные способы вложения капитала, а также ждут бизнес-предложений». На рекламу мгновенно откликнулись рок-промоутер и хиппи Майкл Лэнг и его компаньон Арти Корнфилд, которые искали средства для строительства своей звукозаписывающей студии. Однако до открытия студии Лэнг и Корнфилд планировали провести рок-фестиваль, чтобы заработать и привлечь внимание к открывающейся студии. Бизнесменов сама студия не очень вдохновила, зато идея фестиваля пришлась им очень по душе. Закипела работа.
Вудсток задумывался не только как музыкальный фестиваль, о чём почему-то забывают, в оригинале он назывался «Вудстокская Музыкальная и Художественная Ярмарка» (Woodstock Music & Art Fair). Однако музыкальная составляющая Вудстока значительно перевесила художественную. Лэнгу, благодаря его связям в шоу-бизнесе, впервые в истории рок-фестивалей удалось собрать самых известных рок- и поп- музыкантов на одной сцене.
Вудсток получил своё название от города в графстве Ульстер, в котором первоначально хотели провести фестиваль, однако у города не оказалось подходящей площадки для такого события. Идеальное место в итоге отыскалось на молочной ферме Сэма Ясгура в городке Бетел в графстве Салливан (штат Нью-Йорк).
Фестиваль должен был начаться 15 августа 1969 года и продолжаться 3 дня. Однако около 50000 зрителей приехали на фестиваль чуть ли не за неделю, естественно, без билетов. Организаторы к этому времени ещё не успели возвести забор вокруг поля. Выдворить этих людей за пределы забора и заставить заплатить за билеты представлялось невозможным. В коммерческом отношении Вудсток потерпел крах: организаторы приняли решение сделать фестиваль бесплатным (но, если быть последовательным до конца, деньги, потраченные устроителями, через десятилетие вернулись к ним снова – за счёт продаж от выпущенных аудиозаписей и фильма).
Официальные власти штата Нью-Йорк и организаторы были уверены, что способны справиться с толпами народа и обеспечить медицинскую помощь на фестивале. Однако благодаря отмене платы за билеты, на Вудсток съехалось более полумиллиона молодёжи (беспрецедентная цифра на тот момент, до этого фестивали собирали не больше 50000 человек). На подъездах к Бетелу возникали 20-мильные пробки, люди были вынуждены идти до фермы Ясгура пешком.
На фермерском поле были разбросаны павильоны: в одном демонстрировались предметы индейского искусства (это и была основная «художественная» составляющая), в другом представители радикальных политических групп распространяли идеологическую литературу и беседовали с посетителями, в третьем раздавали бесплатную пищу, невдалеке от детской площадки расположились торговцы наркотиками с ЛСД, мескалином и марихуаной.
Люди размещались в палатках на естественном амфитеатре вокруг сцены. Фестиваль проходил 15,16 и 17 августа, на сцене выступила 31 группа, в их числе: Рави Шанкар, Canned Heat, Creedence Clearwater Revival, Jefferson Airplane, The Who, Grateful Dead, Карлос Сантана, Blood, Sweat and Tears, Crosby, Stills, Nash &Young, Дженис Джоплин, Джо Кокер, Джоан Баэз и др.
На Вудстоке возникли чудовищные проблемы с пищей и элементарными удобствами, ливни, прошедшие 16 и 17 августа, превратили поле Ясгура в болото, порядок на фестивале толком никто не обеспечивал и медицинскую помощь получили только 10% людей, обратившихся за ней. Beautiful people провели три дня почти без еды, без сна, в антисанитарных условиях, все удобства полумиллиону зрителей, видимо, заменял гедонистический триумвират - “Sex, drugs & rock’roll”. Несмотря на всё это, посетителей Вудстока отличала удивительная миролюбивость: на фестивале не было совершено почти никаких грабежей или преступлений, не произошло ни одной драки (!) (исключая драку гитариста The Who Пита Тауншенда и политического активиста Эбби Хоффмана на сцене).

6) Значение Вудстока

Вполне законен вопрос: в чём же тут глубинное социальное значение? В чём такой уж исключительный смысл этого огромного «би-ина» и где тут особенная культурность?
Тут необходимо отметить, что сразу же после окончания фестиваля в американском и обществе возник некоторый идеализированный (и по сей день обрастающий новыми позитивными чертами) миф о Вудстоке, в котором наркотики и прочие непотребства постепенно отошли на второй план, миф, квинтэссенцией которого стало следующее: во время войны во Вьетнаме, постоянных межрасовых и межэтнических столкновений в стране, когда конфликт поколений окончательно отделил детей от своих родителей, полмиллиона молодых людей, привлечённые блестящим составом участников фестиваля, решили удалиться от всех этих проблем, вернуться к первоосновам бытия и создали-таки идеальное общество, в котором нет места насилию, распрям и корыстным интересам. Уэйви Грэйви, один из MC на фестивале: «Весь мир смотрел на нас, и у нас был шанс показать всему миру, как всё могло бы быть, если у власти стояли мы!»
Несмотря на то, что фестиваль имел ярко выраженный хипповый флёр, далеко не все, кто съехались на Вудсток, были хиппи. Большей частью это были студенты колледжей и университетов, преимущественно представители среднего класса. Это представляется чрезвычайно важным в нашем разговоре: миф о Вудстоке циркулировал не только в среде хиппи, преимущественно изолированных от общества, в первую очередь миф и идеи Вудстока он получили такое распространение благодаря широкому «охвату» огромного среднего класса.
Миф Вудстока нёс мощный объединяющий посыл целому поколению «бэбибумеров» (baby boomers), «Мы считали себя отдельными, разбросанными по всему свету хиппи», - говорит Дэйвид Кросби (участник группы “Crosby, Stills. Nash & Young”, выступавшей на Вудстоке). «Но когда мы приехали туда (на Вудсток), мы сказали: «Минуточку, так нас значительно больше, чем мы предполагали». Это пример очень показателен: разрозненная и аморфная американская молодёжь, считавшая себя беспомощным меньшинством, после фестиваля осознала свою силу и значение, едва охватив гордым взглядом количество единомышленников, и с гордостью объединилась в «Нацию Вудстока». Можно сказать, что миф о Вудстоке в какой-то степени решил одну из сложнейших социальных проблем – проблему объединения молодёжи. Возможно, это звучит наивно, однако одной из заслуг Вудстока также можно назвать и донесение до более широких слоёв общества, в первую очередь молодёжи, созидательных идей хиппи: пацифизма, толерантности, взаимопомощи, наконец.
Вудсток стал символом феноменальной эпохи 60-х годов, пиком развития субкультуры хиппи и до сих пор волнует умы. Вудсток по какой-то непонятной причине является навязчивой идеей устроителей современных коммерческих рок-фестивалей. Каждый более-менее большой рок-фестиваль в СНГ спешит объявить себя «Вудстоком наших дней». Место проведения фестиваля, где теперь стоит мемориальная плита, служит местом паломничества пилигримов со всего мира, для которых посетить Вудсток – равно что посетить святые места.


7) Вудсток сегодня

Вудсток стал хорошо продаваемым брендом (ностальгия – как известно, отличная дойная корова (cash cow). Права на имя фестиваля и всю атрибутику принадлежат мейджору Warner Brothers. Каналы MTV и VH1 частенько транслируют фильм о фестивале.
Уже четырежды проводились юбилейные фестивали: Вудсток 79, Вудсток 89 , Вудсток 94, Вудсток 99. Если первые три «юбилея» ждал провал, то последний, несмотря на немалую цену на билеты, сумел привлечь более 200000 зрителей. Значит ли это, что тема Вудстока может вновь стать актуальной для молодёжи? Хиппи-культура потихоньку выходит из обморочного состояния, в котором она пребывала последние лет 30, и вновь становится популярной. Взять того же модного Девендру Банхарта, который играет и поёт свои песни, как будто на дворе конец 60-х. Или же просто возрастает величие бренда? Всё покажет Вудсток 2009.


Источники, с помощью которых я проникался духом Вудстока и 60-х:

www.woodstock69.com
www.woodstock.com
www.hippy.ru
www.wikipedia.com
www.rollingstone.com
www.woodstockpreservation.org
www.time.com
С. Новгородцев «Sex, Drugs & Rock’n’roll»
М. Антониони «Забриски Пойнт»


  • 1
"Вудсток стал символом феноменальной эпохи 60-х годов, пиком развития субкультуры хиппи и до сих пор волнует умы..." - полностью согласен!

Не могу назвать себя большим знатоком музыки 60-х. И страшно не люблю дискомфорт. Но тем не менее, при слове "Вудсток" я чувствую на своём лице ветер свободы - которому, увы!, никогда не было суждено наполнить мои лёгкие... =)

хиппи - субкультура? на мой взгляд, скорее контркультура...))

Тогда-контркультура, сейчас-субкультура:)

мм... ну да... логично))))

  • 1